Экскурсия на Северо - Запад
МАРШРУТ:
МОСКВА – Ржев – Пустошка – Опочка – Серово – Горелик – Пушкинские Горы – Кузьмиха – Остров – ПСКОВ – Изборск – Печоры – ПСКОВ – Середка – Гдов –Кингисепп – Котлы – Косколово – Вистино –Сосновый Бор – Ло-моносов – Петродворец – Гатчина – Луга – НОВГОРОД – Юрьево – Борки – Шимск – Старая Русса – Демянск – Полново – Нов. Скребель – Ковряки – Новосел – Красуха – Лежнево – Осташков – Торжок – ТВЕРЬ – МОСКВА
Общая протяженность маршрута – 2300 км, из них бездорожье 100 – км.
Расход топлива:
- Нива – обший 260; (11 л на 100 км);
- УАЗ – обший 360; (16 л на 100 км);
Хронология
10.08.02:1930 | Отъезд из Москвы |
| 10.08.02:2230 – 11.08.02:1300 | Ржев |
| 11.08.02:1600 – 11.08.02:1730 | Стоянка на оз. Жижецкое |
| 12.08.02:0100 – 12.08.02:1530 | Пушкинские Горы
| 12.08.02:1940 – 13.08.02:1230 | Псков
| 13.08.02:1300 – 13.08.02:1520 | Изборск
| 13.08.02:1600 – 13.08.02:1930 | Печоры
| 13.08.02:2300 – 14.08.02:1230 | Стоянка около оз. Псковское
| 14.08.02:1400 – 14.08.02:1500 | Гдов
| 14.08.02:2300 – 15.08.02:1530 | Стоянка на Лужской губе
| 15.08.02:0000 – 16.08.02:1230 | Ломоносов
| 16.08.02:1330 – 16.08.02:2300 | Петродворец, Санкт-Петербург
| 17.08.02:0130 – 17.08.02:1230 | Гатчина
| 17.08.02:1700 – 17.08.02:2000 | Новгород
| 18.08.02:0000 – 18.08.02:1230 | Стоянка на р. Ловать
| 19.08.02:1900 – 19.08.02:2030 | Стоянка на оз. Селигер
| 20.08.02:0230 | Москва
|
Изначально отъезд планировался в пятницу вечером – 9 августа. Но Алексей (командир УАЗа) сообщил, что в машине “имеются небольшие недоделки” и лучше выезжать в субботу утром. Как выяснилось позднее, недоделки состояли в разобранном двигателе и демонтированных коробке и раздатке. Однако в результате трудового подвига, совершенно-го в ночь с пятницы на субботу, машина была собрана, и в 20.00 мы уже мчались по Рижскому шоссе по направлении к Прибалтике.
Традиция уральской поездки была поддержана нами еще при выезде из Москвы – у каждой из машин-участников оп-ределились некоторые неполадки: УАЗ характеризовался повышенным расходом масла из
коробки и периодическим спонтанным открыванием водительской двери; у Нивы произошло КЗ в проводке, что привело к отказу поворотников и аварийки.
Первый участок нашего пути Москва – Ржев. Рижское шоссе – одно из лучших в Московской области, правда, за Во-локоламском это уже стандартные две полосы. Ржев – маленький городишко, стоящий на Волге, которую здесь, ка-жется, можно перейти вброд. Гостиница «Ржев», как и любая гостиница в подобных городах стоит на пересечении ул. Ленина и ул. Маркса. С раннего утра нас разбудил непрекращающийся рев моторов. Выяснилось, что у нашей гос-тиницы, видимо находящейся в самом центре города, проходят соревнования по картингу, на которые съехалась масса народу из разных городов; и спортсмены проверяют моторы своих мотоколясок, объезжая место нашего ночлега кру-гами. Около гостиницы расположена строящаяся церковь с действующей (и хорошо действующей аж с восьми утра) колокольней. Церковные служители еженедельно совершают культовые обряды в окрестностях гостиницы, попутно окропляя святой водой что ни попадя, в том числе и такие светские предметы как автомобиль «Нива».
За Ржевом дороги общего пользования становятся все лучше и лучше, однако, бензин здесь дороже, чем в Москве приблизительно на 1 р. Леса в этой части Псковской области смешанные, встречаются огромные плоские равнины, усеянные валунами, пересеченные множеством природных озер, рек, речушек. Мы не смогли отказать себе в удо-вольствии искупаться в Жижецком озере в живописном местечке (N56,14.978,E31,12.340), расположенном между с. Анашкино и с. Курилово. Устранив неполадки в автомобилях (глушитель УАЗа и стартер Нивы), продолжаем движе-ние по проселочным дорогам. Надо сказать, что все проселочные дороги здесь, в Псковской области – это не сильно укатанная каменная крошка. Движение по этим дорогам на приличной скорости создает ощущения участия в ралли и приводит к возникновению плотной пылевой завесы, поэтому второй машине лучше ехать практически впритык к первой – иначе абсолютно ничего не видно и нечем дышать. Зато трасса на участке Пустошка – Опочка (М20) – при-ближается по качеству к европейским стандартам, но стоит с неё свернуть (например, в Серово на Пушкинские Горы) – опять попадаешь в критические условия недостаточной видимости и повышенной запыленности.
Пушкинские Горы – красивый городок, расположенный на живописных всхолмлениях и окруженный мемориальными пушкинскими местами. Рекомендуем с. Михайловское всем кому нужен "…приют любви, забав и лени" – атмосфера тут располагает к абсолютному бездействию. Но лениться здесь следует аккуратно – встречаются далеко не безобид-ные змеи.
Неприлично расслабившись в Михайловском, мы направляем колеса на запад. Едем все теми же плоскими равнина-ми, наблюдая как вдали горят Псковские торфяники, и как вблизи безбоязненно разгуливают аисты. Попытка про-ехать проселочными дорогами после Острова привела к большом облому: указанный на карте мост через р. Великая (N57,34.148,E28, 9.331) в р-не д. Горбово уничтожили еще во время войны 1941-45 гг. После купания в Великой, дно которой здесь абсолютно твердое и ровное, как в бассейне, корректируем наши планы и едем в Псков.
Наилучший вид на Псковский кремль (Кром) открывается с моста Рижского проспекта. Кром занимает значительную территорию, имеет отреставрированную и полуразвалившуюся часть и представляет большой интерес для любителей старинной архитектуры. Гостиницы Пскова не страдают отсутствием клиентов и низкими ценами, в связи с чем нам пришлось остановиться на окраине города рядом с аэродромом, служители которого проводят испытания функциони-рования двигателей ЛА в ночное время.
Находясь в Пскове нельзя не посетить его знаменитые окрестности – Изборск и Печоры. Изборск (полуразрушенная военная крепость XIV в) рекомендуется к посещению всем любителям развалин. Рядом с ней у Городищенского озера находятся интересные ключевые источники в разломах грунта. Широко известный Псково-Печорский монастырь по-ражает своей ухоженностью и строгостью нравов: женщинам здесь на входе выдаются платочки и юбки, а курящим людям приходится временно оставить эту привычку. Наиболее интересный объект монастыря – пещеры. Доступ в них затруднен из-за невозможности поддержания микроклимата при высокой туристической активности. Наше проникно-вение в пещеры оправдано только случайным стечением обстоятельств. Служители монастыря рекомендуют предва-рительно договариваться о посещении пещер группами туристов (т. 2-18-39, 2-21-45) – это, конечно, трудоемко, но путешествие с церковной свечой в руке во мраке природных и рукодельных пещер мимо замурованных и незамуро-ванных в стенах гробов под предводительством одного из монахов производит достаточно сильное впечатление даже на самых прагматичных людей и может быть обязательно рекомендовано всем оказавшимся рядом с Псковом. Посе-щение "святого" места не прошло для нас даром – у УАЗа появился холостой ход, которого, по словам его владельца, не было с момента покупки автомобиля. Однако если монастырь – это жемчужина Печор, то пункт питания (ресторан "Планета") – оборотная сторона медали, т.к. здесь встречаются такие прелести как грязные и мокрые скатерти, завет-ревшие салаты, поразительно низкое качество и количество блюд.
Нагруженные впечатлениями мы продолжаем двигаться на север. Участок трассы Псков – Гдов абсолютно лишен за-правочных пунктов, но нас выручили наши запасы. Проблемной оказалась попытка ночевки на Псковском озере (в р-не с. Середка) – здесь сильно заболоченный берег, единственный многообещающий съезд на который захвачен част-ными собственниками. С другой стороны сосновые леса Псковской области – высокие, чистые, прозрачные, лиловые от цветущего вереска, заросшие мхом, брусникой, голубикой и черникой – идеальное место для ночлега уставшего автотуриста. В лесах, судя по следам, полно всяческого зверья и неоднократно встреченных нами хищных птиц. Чуд-ское озеро намного симпатичнее Псковского: здесь замечательный песочек, живописные валуны, аккуратные прибал-тийские сосенки. Но купаться здесь, по крайней мере, в августе нельзя – вода сильно цветет, воняет рыбой и вызывает омерзение.
Дороги общего назначения на западе Псковской и Ленинградской областей должно быть такие же как в раю для ав-томобилистов, владеющих легковыми высокоскоростными иномарками, – прекрасное покрытие, нет трещин, сколов, ям, четкая разметка, чистая обочина. Лесные и проселочные дороги Ленинградской области в основном песочные, однако, они мало соответствуют карте, в связи с чем нам не удалось проехать на побережье Финского залива лесами.
Леса в районе озера Судачье (N59,34.669 E28,28.193) буквально изрезан песчаными дорожками, по которым можно нестись с хорошей скоростью, но ориентирование сильно затруднено. Единственным результатом наших покатушек оказалась поломка амортизатора Нивы. Замечательные подъезды к берегу Лужской губы Финского залива находятся севернее с. Косколово(N59,43.803 E28,26.684). Побережье здесь практически везде чистое, без видимых следов пре-бывания людей, песочное, усеянное валунами, населенное комарами, чайками и бакланами. Вода в море не то чтобы очень теплая, но, купаясь, мы все-таки получили массу удовольствия.
Двигаемся далее по побережью в сторону Питера дорогами общего пользования, а также великолепными лесными песчаными дорогами, на одной из которых УАЗ на заднем приводе пару раз застрял в песке. Леса здесь хвойные, про-зрачные, также заросшие мхом, вереском и ягодами. Лесные дороги Ленинградской области в основном служебные (ведут к песчаным карьерам или вырубкам), но могут быть использованы для выезда на побережье при наличии сво-бодного времени и хорошей бензопилы, т.к. в еловых частях леса часто встречаются огромные завалы – ели с неглу-бокозалегающей корневой системой выворачивает из легкой песчаной почвы). Здесь же встречаются симпатичные торфяники, Нива один раз села, но легко дернулась УАЗом.
Следует заметить, что весь наш маршрут по западу Псковской и Ленинградской областей проходил по пограничной зоне, о чем порой возвещали обветшалые, полустертые вывески, которым мы не придавали большого значения, т.к. их существование не обуславливало возникновения каких-либо альтернатив в выборе пути. Наше легкомыслие чуть не довело до нервного срыва пограничников в п. Лебяжье(N59,57.456 E29,26.986): для въезда в пограничную зону нужны специальные пропуска, но если люди выезжают из пограничной зоны и не имеют пропусков на въезд в неё, то они автоматически становятся нарушителями границы, т.е. не могут быть пропущены на обычную территорию. Может быть, еще и наш вид – вид давно не брившихся мужиков в камуфляже с видеокамерами, фотоаппаратами, рациями – способствовал усилению изумления пограничников. Но наши документы, невинные глаза и добрые улыбки сделали своё дело – стражи границы, хотя и отказались пропустить нас по дороге общего назначения, доброжелательно объяс-нили нам как объехать их пост (правый поворот при движении в сторону Питера у указателя "Ст. Лебяжье").
Проживание в Питере мы посчитали мотовством, в связи с чем остановились в Ломоносове, заночевав в "Кавалерском корпусе" усадьбы Ораниенбаум. Осмотрев, как и полагается приличным туристам, фонтаны и гроты Петродворца, мы, оставив автомобиль у его входа, водным путем направились в Питер. Питер в настоящий момент готовится к празднованию своего 300-летия, поэтому он больше напоминает раскопки или стройку, нежели вторую столицы Рос-сии. Несмотря на это в выходные Питер заполняется разнообразными туристами, что приводит к нехватке гостинич-ных мест даже в его пригородах. Именно это обстоятельство заставило нас совершить небольшой ночной бросок в Гатчину, основная усадьба которой к счастью оказалась не скрыта скелетами строительных лесов.
Дороги в восточной части Ленинградской области и в Новгородской области значительно хуже, чем в пограничной зоне, они вновь напомнили нам о Родине. На участке Гатчина – Новгород леса большей частью смешанные с густым подлеском, а на юге Новгородской области лесов практически нет. Основные достопримечательности Новгорода – Кремль и Ярославово дворище. Чуть южнее города около с. Юрьево находится интересный музей деревянного зодче-ства "Витославлицы", однако приезжать туда лучше с утра, иначе можно продублировать нашу компанию, упершуюся в закрытые ворота. Если ехать от Новгорода на Шимск не по А116, а по побережью озера Ильмень, то в р-не д. Еруно-во(N58,19.914 E31, 6.635) можно экстремально покататься по песчаной отмели озера. За Шимском нас застал неболь-шой ураган, из-за которого мы побоялись ставить палатки на этой абсолютно плоской равнине, кое-где покрытой не-высокими кустарниками. За Старой Руссой местность, напротив, лесистая, но леса здесь сырые – березки да осинки. Таким образом, уже в темноте, мы с большим трудом нашли место для стоянки на р. Ловать не далеко от д. Редцы. Необходимо заметить, что разъезды по полям Новгородской и Псковской области весьма опасны даже днем, т.к. веро-ятность нарваться на крупные камни среди высокой травы достаточно высока. Нива поймала такой камушек, разъез-жая по темным полям в поисках стоянки.
К Селигеру мы выехали через Демянск. Здесь, на Селигере замечательные дороги для внедорожников, но нам не уда-лось хорошо покататься, т.к. из-за отсутствия дождей эти дороги стали легкопроходимыми. Само озеро Селигер – рай для рыбаков, а вот найти достойное место для купания на нем сложнее. Здесь был наш последний привал со знамени-той лапшей "Даширак", отсюда мы через Осташков выехали на Е95 и вернулись домой.
ИНФОРМАЦИЯ О МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ МАРШРУТА
Ржев | Гостиница "Ржев" | Ленина, 2 | 2-07-06 |
Пушкинские Горы | Гостиница "Дружба"** | | |
Псков | Гостиница "Транзит" | Декабристов, 64 | |
Ломоносов | База отдыха "Кавалерский корпус" | Усадьба "Ораниенбаум" | 432-16-32 |
Ресторан "Ораниенбаум" | Ораниенбаумское ш., 46 | |
Петродворец | База отдыха | | 427-54-03 |
Гатчина | Гостиница "Академическая" | | 3-56-11 |
| Гостиница | – | 1-14-58 |
| Гостиница | – | 1-56-48 |
Новгород | Ресторан "Ильмень" | | |
<Автор: А. Шолохова 2002г.>
|