4x4 туризм - Клуб


Клуб любителей внедорожных путешествий.
search must be here
Репортажи :: Экспедиции :: Тиманский Кряж 2007

Новости

Репортажи

Календарь

Статьи

Подготовка

Маршруты

О Клубе

Ссылки

Counters must be here
Тиманский Кряж 2007





Время с 2007-08-04 по 2007-08-30.

Маршрут Коми-Архангельская область, Борковская, Тиман, Четласский камень...

Экстремальная экспедиция. к Борковской, Геологическим Базам и прочим бъектам Коми и Архангелской области.

Примерно сюда - N65 13.873 E49 33.710 - N65 26.419 E52 10.159 - N64 25.775 E51 08.855

едет девять Экипажей по маршрутам:

1) Чиньяворыг - Тиман- Умба - Верховская - Усть Цильма ....Приполярный
2) Сыктывкар - Н.Одес - Ираёль - Усть Цильма - Борковская .....Тиман
3) Усогорск - Верхнемезенск - Тиман - Борковская....Усть Цильма
4) Чиньяворыг - Тиман - Борковская - Усть Цильма


Трек

Карта

Регламент

Заявки

Результаты



Отчеты
Немного истории, жуткая находка и хроника гибели метеостанции Борковская автор Evg
Печорский Тракт: Немного истории, жуткая находка и хроника гибели метеостанции "Борковская".



Но все по порядку.





Оказалось, что этому пути больше 1000 лет!



Вот несколько исторических фактов, собранных Андреем Форосенко:



IX-XIV Века. Новгородские ушкуйники по Пезскому волоку, самому древнему северному пути, активно торгуют с Печорой и Зауральем… Это был не самый удобный путь, но зато вдали от владений волжских болгар, татаро-монгольских завоевателей, Москвы…



XV Век. Московские князья, по этому пути организуют военные экспедиции в Западную Сибирь. В этих походах участвуют и жители поморских поселений Севера, потомки новгородских ушкуйников, которые с давних времен осели на берегах Студеного моря и освоили пути из Поморья на северо-восток.



1499 Год. По наказу царя Ивана III в поход на «Югорскую землю» была направлена московская рать. Одна часть этого войска шла на Печору через Пезский волок. Летописец пишет: «Шедшу князь Петр Ушатой с вологжаны, двиняны, важаны Пенегою, Колою (Кулоем), Мезенью, Пезою, Чильмою (Цильмой) на Печору-реку, на Пусту, идучи самоядцев за князя великого привели».



XVIII Век. Староверы гонимые Петровскими реформами этой дорогой уходят на Восток. Многие Поселения Востока Коми обязаны своим основанием именно староверам. Многие поселения и по сей день являются «Староверщецкими».



1893 Год. Архангельский Губернатор Александр Платонович Энгельгардт самостоятельно преодолевает Путь до Усть-Цильмы. Где верхом, а где и пешком! По результатам Губернаторской Экспедиции начинается строительство дороги!



1894 Год. По новой дороге началось движение. Возникают и разрастаются поселения возникшие на основе станций. Вот и современная Мыла когда то была всего лишь станцией тракта!



1919 Год. Комиссары и небольшие отряды красных войск бежали и уверенность населения в возможности спокойно работать была настолько велика, что в Усть-Ухте снова приступили к работам по изысканию и добыче нефти! Проведены работы по ремонту Печорского тракта.



1920 Год. Открыто автомобильное движение.



1929 Год. Новые границы разрубают Тракт пополам близь станции Борковской. Теперь множество Архангельских деревень отходят к Коми АССР. Административное сообщение здесь не требуется и это служит причиной прихода дороги в упадок.



1935 Год, 7 сентября. На Борковской организуется метеостанция «Борковская М-2» Северного управления по гидро-метеостанциям.



50-ые Годы XX Века. По маршруту Печорского Тракта прокладывается телеграфная линия и ЛЭП. Это обстоятельство, а так же геологические изыскания в регионе оживляют Печорский Тракт. Однако теперь здесь можно встретить только вездеходы и конные повозки.



1974 Год. По Печорскому тракту проходит испытательная экспедиция снегоходов «Буран».



Конец XX Века. ЛЭП и телеграфная линия ликвидируются. Использование дороги вездеходами становится эпизодическим. Последнее упоминание о Печорском тракте встречается в отчетах об испытательном пробеге снегоходов "Буран" в 1974 году. Уже тогда участники экспедиции говорили о серьезных трудностях и препятствиях, встретившихся на их пути. Полотно таежной дороги почти не сохранилось и местами заросло молодыми деревьями. На сегодняшний день дорога не видна на спутниковых снимках, а её преодоление осложняется ещё и необходимостью пересечения водораздела бассейнов Мезени и Печоры - Тиманского кряжа.



Как-бы то нибыло, но в августе 2006 года Московский клуб экстремального автотуризма www.4x4typ.ru и Одесский Клуб Экстремального Автотуризма "Направление" организовали уникальную экспедицию - первопрохождение по заброшенному Печорскому тракту, успешно преодолев более 200 км тракта одновременно с двух сторон. А в августе 2007 года, шесть машин из клуба www.4x4typ.ru вновь оказались на Борковской.



Борковская. Пожалуй, это столица Печорского Тракта! Построек здесь заметно больше, чем в других поселениях. Остатки Метеостанции, руины «научных вагончиков», мастерская с немыслимым количеством всяческих деталей и агрегатов, начиная от лабораторных инструментов и заканчивая двигателем от снегохода… Киноаппарат, десятки коробок с кино-хитами советских времён…

То тут, то там попадаются на глаза вещицы, бывшие обыденным атрибутом вчерашней, двадцатилетней давности жизни. Беру в руки коробок охотничьих спичек, желто-черную батарейку 323.… Охватывает почти паническая ностальгия. В памяти проплывают кадры тех самых фильмов, плёнки с которыми разбросаны вокруг…



Но в помещении бывщей радиостанции меня ждала самая ценная и, одновременно, самая жуткая находка – это:



Журнал исходящих телеграмм (радиограмм?) с метеостанции М-II Борковская за 1994 год.



Находясь среди развалин Борковской, от которой ближайшая обитаемая деревня в восьмидесяти километрах через тайгу и болота и еще более ста километров по разбитым дорогам и три парома до Усть-Цильмы, читать этот журнал и представлять, что здесь происходило - было реально страшно.



Итак:



Листы 1, 2: (обложка и начало журнала отсутствовали, на первых сохранившихся листах идет рабочая переписка.

Далее личную переписку я опущу, только телеграммы про работу станции. Нумерация страниц условная, в оригинале они не пронумерованы.)





Лист 3

Арх ГИМЕТ Маркину для Родина

Коля продуктов мало хватит на две три недели Кридский согласен перевод Гридино Если будешь ехать через Ухту то ускорь выезд иначе тебя не смогут довезти станцию последняя дата 20 мая Тоня



9.06 Арх.гидромет Терехову

На станцию прибыл 8 июня приступил к исполнению обязанностей подготовке станции выезду Родин





Лист 4

24-5 Арх ГИМЕТ Маркину для Родина

Необходимы продукты [далее идет список нужных продуктов и количество]





Лист 5 (Июнь)

1-6 Коми Усть-Цильма метеостанция Носову

Прошу вас получить муку для Борковской

Родин



ГИМЕТ Терехову

На станцию прибыл 8 июня продукты закуплены на месяц.

Родин.





Лист 6

Арх ГИМЕТ Батовой

Закуплены продукты на сумму 286 тысяч 100 руб

ГСМ на сумму 393 тыс.

дорожные расходы 102 тыс

командировочные Ноиву(?) 40 тыс

Подробный аван отчет по прибытии

Родин.



Коми рес Усть-Цилемский район дер Мыло Бобрецову Петру Ульяновичу

Прошу вас обязательно прибыть концу месяца на станцию привезти мои личные вещи лодочные винты «Нептуна»

Николай





Лист 7

Арх ГИМЕТ Маркину

Груз вывозимый со станции снегоход «Буран» рация «Полоса» приборы оборудование личные вещи работников Вывезти дизель невозможно физически, нет возможности его погрузки

Остаток бензина 200 кг 30 кг масла

Родин



Арх ГИМЕТ Маркину

Груз подготовлен по весу около 2 тон весь груз габаритный, что делать с ИВО Носов не взял нет склада сообщите что можно оставить

Когда планируете рейс

Родин





Лист 8 (Июль)

Арх ГИМЕТ Маркину

Арх ГИМЕТ Терехову

Прошу сообщить когда планируется вертолет станции кончаются продукты

На Гридино большой обьем работ подготовке зиме

Родин



Арх ГИМЕТ Маркину

Прошу сообщить когда планируется вертолет на станции закончаются продукты

Родин





Лист 9 (Август)

ГИМЕТ Терехову

Сообщите когда будет вертолет кончались продукты детя содятся аккомуляторы

Родин



Арх ГИМЕТ Маркину Терехову

Станция находится критическом состоянии обеспечение жизнедеятельности станции ближайшую станцнеделю невозможно отсутствуют бланковый материал, дизель и бензопила сломанынеработают продукты закупленные на месяц кончились близко вынужденная голодовка

Оборудование разукомплектовано подготовлено от эвау эвакуации

Требую вывоза со станции до конца месяца связи необходимостью устройства детей в школу Род Родин

Срочно сообщите ваше решение

Родин





Лист 10

Арх ГИМЕТ Колесниченко

На станции кончилось все продукты голод Требую срочной эвакуации станции как было обещано управлением Прошу не доводить до физического истощения детей и работников стан Родин

Второй год пропуска детьми в школы категорически невозможен

Родин



Арх ГИМЕТ Королю

19 августа планируют вывоз со станции щенка прощу держать до приезда

Родин





Лист 11

Арх ГИМЕТ Марк??у

На станции голод 10 дней

Нет хлеба мясных консервов

Требую срочно принять меры по во эвакуации работников станции и детей

Родин



Арх ГИМЕТ Колесниченко

Обеспечение жизнедеятельности станции невозможно 10 дней нет основных продуктов питания голод, дизель бензопила не работают, ГСМ нет, дрова не заготовлены, оборудование разукомплектовано. Подготовлено отпв эвакуации

Кризский(?) принимать станцию отказывается

Прошу срочно сообщить решение. Прошу ускорить принятие решения связи необходимостью оформления детей школу

Родин





Лист 12

Арх ГИМЕТ Маркину (карандаш, неразборчиво)

Виктор Владимирович прошу вас ??????? ?????? ??????? перевозки личных вещей В????во склад

Родин



Арх ГИМЕТ Маркину (карандаш, неразборчиво)

Прошу вас при??ать продукты ????? рейсом сигарет 150 ???? ???? ???? ????



Арх ГИМЕТ Маркину (текст перечеркнут)

Виктор Владимирович сыты вашими обещаниями

Кто будет нести ответственность за здоровье детей и работников станции на станции настоящий голод ближайший поселок 80 км принимайт решение жду насвязи

Родин





Лист 13

Арх ГИМЕТ Маркину

Викт.Владим. хватит обещаний, на станции голод, детям даю глюкозу

Работники станции жалуются на боли в желудке, мы не подопытные кролики

Родин



ГИМЕТ Маркину

Виктор Владимирович когда вертолет начали болеть дети

Родин



ГИМЕТ Королю

Нужны продукты а не стоимость бесплатного пайка

На станции месяц голод

Родин



ГИМЕТ Маркину

На станцию нужны спец/одежда, ватники гидрокостюмы

Родин





Лист 14

Арх ГИМЕТ Маркину (текст перечеркнут)

Виктор Владимирович Станция к зиме не подготовлена. Необходимо доставка зимней одежды, обуви, рукавиц, одежды, обуви, санок, рукавиц. Керосиновых светильников, сапог, стекло оконное,



Арх ГИМЕТ Бухгалтерия

Накладные с продуктами получил без реестра цен. на Прошу сообщить стоимость каждого вида изделий

Кридский



Арх ГИМЕТ Маркину

Прошу точно указать будет или нет в этом году рейс вертолета для того чтобы дать перечень необходимых вещей для зимовки либо надеяться только на себя.

Крицкий.





Лист 15 (октябрь)

Не выходят на связь:

01.10

02.20

03.10



08.10

09.10

Арх-ск №52 Крутицкому отвечаем №9

Вертолет возможно не разрешат в ноябре. Экономьте ГСМ.

Заявку телеграфируем?вам????





Лист 16

(на отдельном листе)





Лист 17 (На отдельном листе)

Борт МИ-8 планируем направить 19 августа

готовьте станции консервации

точную дату вылета сообщим





Листы 18,19

(несколько телеграмм, записанных в середине журнала среди чистых листов, без дат)





На этом жуткая хроника в этом журнале обрывается, но по косвенным признакам на станции была еще смена, и станция работала как минимум до весны-лета 1997 года.

Есть еще несколько журналов более старых лет - но там нормальная переписка, 90% которой это оперативные метеосводки. И огромная масса журналов метеонаблюдений за 70-80 года.

Еще найдено много интересных документов, например вот:





Листы 20-25

Несколько страниц акта инвентаризации по станции от 1 августа 1992 года. Из этого документа можно понять, что примерно было на станции. Кстати, лучше всего сохранилось здание бани, построенно в 1932 году. Очень много остатков оборудования, вобщем-то почти все осталось на станции, но в разобранном-разбитом виде. Я не видел только остатков трактора и лодок, все остальное, хотя бы по частям, но присутствует.





Лист 26

продуктовая заявка, примерно ноябрь-декабрь 1995 года





Листы 27, 28

(листок из еженедельника с народным творчеством, дата неизвестна. Имеет ли он отношение к метеостанции - неизвестно, но найден среди прочих документов на радиостанции. Было еще много похожих листков, в основном со стихами.)





Лист 29

(самый свежий документ, упоминаются даты март-апрель 1997 года, более поздних документов найти не удалось)





Лист 30

(Акт ревизии от 13 августа 1993 года в связи с похищенным и вывезенным за пределы станции оборудованием и топливом.

Где-то еще есть телеграмма Тихому А.Г. об обьявлении его во всесоюзный розыск)



Оригинал отчета + фотографии можно посмотреть здесь http://evg794.livejournal.com/22941.html

Отчет автор Vlad@Amigo
Иногда экспедиции заканчиваются очень быстро

Доля моих впечатлений трудно сопоставима с тем, что выпало

(и в данный момент ещё выпадает ) остальным участникам этого

мероприятия. И всё же ЭТО у меня было.




Часть 1. Догонялки. 12-14 августа.



Машина готова! Средства автономного выживания собраны!

(ЗЧ для спасения Тойоты Винтика заготовлены!).

Вот ОНО, уже наступает, такое лакомое, всепоглощающее,

ни с чем не сравнимое чувство. Свобода! Отрыв! На Север!



И так. Я выехал вслед за третьей группой (Евгенич, Андрей, Виталик).

Отставание 1 сутки. Рассчитывал, что встретимся где-то районе

Сыктывкара или севернее. В какой-то момент стало понятно,

что мой отрыв сокращается слишком малыми темпами. Совет «стаи»

порекомендовал мне искать другой маршрут, более короткий,

более «федеральный», с бо`льшим количеством асфальта.



Поворачивать на Киров и выходить на самую «правильную» дорогу

на Сыктывкар было уже поздно, и я решил подобраться к Великому

Устюгу поближе, и там разузнать возможные варианты.

Изначально рассчитывая, что самостоятельно ориентироваться

придётся мало, у меня была не очень подробная карта России

и Вологодской обл. Судя по этим картам, можно было податься на

восток и «перескочить» с трассы, идущей к В. Устюгу (и Котласу)

до трассы, идущей к Сыктывкару. Этот вариант показался короче

трека, которым прошла основная группа (по правому берегу р.

Вычегды). Новый маршрут нарисовался такой: В.Устюг, Луза и далее

на восток.



Доехав до п.Кичменский Городок (я ехал через Кострому) я взял

северо-восточнее, рассчитывая, что, не заезжая в В.Устюг, путь до

Лузы будет более быстрым. Через несколько километров асфальт

кончился, это был знак: наскоком навигационные задачи на Севре

не решаются, придётся ориентироваться по полной программе.



Клубы пыли от проезжающих мимо машин и неровное покрытие

несколько снизили скорость, но не сильно,- УАЗик и по асфальту

ехал не слишком быстро (движок в обкатке, плюс 35 колёса).

Проехав Подосиновец и Демьяново, я оказался в д.Заречье. Судя по

имеющимся у меня картам, дорога на Лузу выходила из самой деревни

(это была ошибка). Поколесив по тупиковым ответвлениям и немного

поколбасившись, пришло осознание: самой короткой дорогой для меня

в данном случае будет трек ушедшей вперёд группы



Не унывая, я стал продумывать варианты возвращения на

асфальтовое шоссе до Котласа. Выбравшись снова в район

накатанных гравиек, было замечено, что в сторону, казалось уже

недосягаемой Лузы, уходит хорошо накатанная дорога. Ринулся туда.

Уже свыкшись с обстоятельством, что имеющиеся карты не бьют,

знаков-указателей нет, я решил, что «экспериментирую» в последний

раз, и если это неправильная дорога, то возвращаюсь.

За 20 минут пути не встретилось ни одной встречной машины, мой

внутренний «навигатор» выдал команду: УСЁ!



Я развернулся и поехал обратно. Через те же 20 минут на дороге

встретилась НИВА. Скорость 10 км/ч, девушка с горящими глазами,

крепко сжимает руль. НИВА остановилась. К счастью, кроме ученицы

в машине оказался вполне бывалый водитель. Он доходчиво и внятно

объяснил мне, что дорога до трассы на Сыктывкар есть, проходит она

мимо Лузы, и та дорога, по которой я побоялся ехать, правильная. Ура!



Далее мне было предложено МЕДЛЕННОЕ сопровождение до

ключевого перекрёстка (30 км). Не сомневайтесь, предложение,

конечно же, было отвергнуто! Вопросы, ритуальный обход и осмотр

боевой машины, нежное прикосновение к наклейке «4х4тур» .

Эффектный разворот, и «спортивный» автомобиль уносится в даль,

навсегда растворяясь в этом горящем взгляде, занося пылью чьи-то

необычные воспоминания.



Всё бы ни чего, но видимо мой УАЗик не из тех, кто так вот скоро и

бездушно расстаётся со своими поклонницами. Расчувствовался

чугунец сильно, и … заплакал.



Прости дружище, я не заметил твоих масляных слёз, а когда

разразилось рыдание, было уже поздно. Задний сальник коленвала в

мгновение раскрыл свою набитую грустью-графитом душу, сердце

автомобиля (оно же двигатель) остановилось. Может быть электрошок

стартера поможет? Чик, чик, чик. Тишина! Вот ОНО пугающее слово

КЛИН, со всеми, как говориться, вытекающими.



Ну что тут сказать, в пылу бурной столичной жизни, так не хватает

времени остановиться, поразмыслить о вечном ... Что ж пришла и моя

пора задуматься. В частности, о том, какая часть автомобилям может

навечно остаться здесь, в Кировско-Вологодских дебрях, и что

ценного можно прихватить с собой в новую будущую жизнь.

И вот ещё вопрос немаловажный: КАК прихватить?

Ведь я ещё не в той новой жизни, где столичная суета, рабочие

будни, планы заколбасных походов. Но уже и не в старой, где полный

надежд давлю на педаль «газа», считая часы до встречи с авангардом

экспедиции. Ой, а где же это я ... ? Я где-то ... МЕЖДУ. Я в ЖОПЕ!



Часть 2. Возвращение. 14-17 августа.



Беспомощная машина, грунтовка, на многие километры ни души,

сотовая связь не работает. Да уж, интерфейс не дружественный

А нет, две души пожалуй есть! Нагоняют меня на НИВЕ, и ещё не

знают, что они для меня уже не просто люди, а ангелы-спасители

15 минут ожидания. Подъезжает НИВА. Излагаю проблему. Андрей

(так зовут водителя) предлагает помощь в буксировании до Лузы (40 км).

Так же для проведения ремонтных работ предлагается личный гараж,

скорее всего не понадобится, но такое участие очень приятно.

Выясняется, что в Лузе есть автосервис, ближайшая гостиница только

в В.Устюге. Вариант реанимации двигателя, либо замены уходит на

второй план.



Едем к Лузе. Дорога петляет, встречаются развилки, отвергнутое

ранее предложение о сопровождении начинает выглядеть в связи с

этим очень даже разумным. Добравшись до автосервиса Лузы,

благодарю Андрея и его спутницу Лену, теперь уж точно не увидимся.

Хозяин сервиса, услышав, что двигатель немецкий дизель, говорит,

что ремонт возможен только в Вологде. Мысли о ремонте уходят на

третий план Быстро находим Газель, надо торопиться, паром через

реку в районе Кузино (70 км) работает только до 20-00.



Проехав 10 км выясняется, что Газель греется, резина на ней лысая,

и: «Вообще, я знал, что не получится». Очередной песчаный подъём

останавливает наш караван. Вторую попытку осуществляем с разгона,

так же не удачно. До вершины метров 150. Может быть лебёдка

поможет? Если использовать Газель как якорь, то раз так за 7-8

добраться до более пологой площадки можно. Идея интересная, но

даже 2 аккумулятора вряд ли выдержат. Кроме того, вдруг

выясняется, что таких подъёмов на нашем пути ещё три, и каждый

не меньше этого. Да уж, приехали.



Появляется встречная Буханка и … проезжает мимо.

Реплика: «Машины сей час редко ходят, тем более грузовые»,

- не ободряет. Появляется попутная буханка, набрасываемся на неё,

тормозим. Подключаются муфты передних колёс, пониженная, подъём

взят! Прощаюсь с Газелью, еду за буханкой. Вот и новый подъём.

Большой! С одним перегревом двигателя и остановкой переползаем

его. Перекур. Мужик оказывается из местных лесников. Работа

хорошая, но, видимо, отпечаток свой наложила. Из всех произносимых

слов понимаю процентов 20 . Удаётся разобрать, что бензина

осталось мало, и может не хватить, а джиперы тут время от времени

появляются, но в основном без энтих наклеек и «на медведя едут»

Упоминание мишки в совокупности с координатами места, в котором я

находился несколько часов назад, укрепляет в моём сознании

радость от того, что всё идёт хорошо и правильно . Прибываем к

парому в 21-00. Работает, но тариф ночной, 1500 туда, 1500 обратно.



Ночной Усюг встречает множеством огней, запахом цивилизации,

рождается чувство предвкушения прохладного душа и пива

Выбор гостиниц не плох, но почти все заняты. Из трёх

вариантов: «мест нет», трёхместный полулюкс 2500 руб, и

одноместный 1250 руб., выбираю последний. Туристический бум на

лицо. Что же твориться здесь зимой, когда множество детишек

устремляется в гости к Деду Морозу?



Следующий день проходит частично в спячке, частично в поиске

вариантов возвращения. Но это провинция, в 16-00, тут дела не

начинаются. Всё что удаётся, так это поговорить с таксистами, принять

их советы. День следующий, 8 утра, маркетинг продолжается.

Характерный ответ сервисменов: «Сцепка? А у нас материала нету.

А у нас сварка слабая», - перестаёт удивлять. После нескольких

отказов, договариваюсь, что материал закупаю сам. Еду на

металлобазу. Что нужно для счастья? 2 трубы по 1,5 метра,

диаметр 57 мм.



Беру в руки Устюжанку. Нет это не девушка, не почтенная дама, это

местная газета с объявлениями. Рубрики «Грузоперевозки» нет,

но есть одно объявление. Антимонопольный комитет, ауу Диспетчер

Маша сообщает, что мне повезло и в 18-30 намечен рейс Газели,

как раз до Москвы! Но мне не повезло, т.к. у Газели нет зацепного

механизма. Маша, не вопрос! Иду, примеряю уазовский крюк к раме

Газели, подходит! В 18-20 доставляю ещё не остывшую от сварки

сцепку к УАЗику, только б подошли размеры … Ура, всё в порядке!



Какая классная вещь эта жёсткая сцепка! 950 км до столицы

долетели за 20 часов. Сначала я как-то пытался рулить, помогать

тормозом, потом расслабился и просто спал Один раз во «сне»

приходили гаишники, выписали протокол за отсутствие аварийной

сигнализации, больше не возвращались



Эпилог.



1000 км туда самостоятельно, 1000 км обратно на буксире. Одно

купание в реке, три подключения полного привода, триал в кювете,

ночёвка на крыше УАЗика (боялся медведей и волков ), много ли

человеку надо что б хорошо провести отпуск? Я счастлив ! Наверное ...



Владислав Калмыков.



Фото: http://www.4x4typ.ru/board/gallery/thumbnails.php?album=934



P.S. После вскрытия мотора выяснилось, что в лавинной протечке масла виноват не сальник коленвала, а шланг, связывающий мотор и маслянный радиатор. Берегите шланги!

  

Отчеты, Рассказы участников
2007-09-10 Немного истории, жуткая находка и хроника гибели метеостанции Борковская автор Evg
2007-09-10 Отчет автор Vlad@Amigo

Фотоотчеты



Конференция



Реклама

Extreme Tyre : Интернет - гипермаркет внедорожных шин и дисков



Место для вашей рекламы.
   расценки на размещение.


VVV.RU  Rambler's Top100