4x4 туризм - Клуб


Клуб любителей внедорожных путешествий.
search must be here
Репортажи :: Экспедиции :: "Север 2003"

Новости

Репортажи

Календарь

Статьи

Подготовка

Маршруты

О Клубе

Ссылки

Counters must be here
"Север 2003"


Время с 2003-06-12 по 2003-06-20.

Маршрут Маршрут: Москва – Шенкурск – Смотраковская – Емецк – Самодед – Плесецк – Онега – Тамица – Кянда – Северодвинск – Москва. 3400 км.

«Север 2003»
(полная версия).
Автомобильный туризм с экстремальным уклоном.



Участники: Сергей Михаилов («Пилот», УАЗ), Евгений Беляев ….. (УАЗ), Олег Ильин («Клайпеда», УАЗ), Инна и Костя Мартьяновы («-», УАЗ), Иван Наймушин и Виктор Артамонов (УАЗ), Андрей Форосенко (Паджеро).


12 Июня. Раннее утро. Мы выезжаем из Москвы. В Вологде нас настигло неприятное известие: опаздывающие - добрались только до Ярославля, где у них застучал мотор. Мероприятие ещё толком и не началось, а экипажи начали выбывать.

Средняя скорость продвижения по шоссе колонны УАЗиков – 50 километров в час, так что только к позднему вечеру мы прибыли на место запланированной стоянки на живописном берегу Ваги в восьмистах километрах от Москвы. Небо затянуто облаками и ночь не кажется слишком светлой, по крайней мере с днём её точно не перепутаешь. Погода не балует – за боротом +4.

Утром преодолев ещё несколько километров лёгкого бездорожья возвращаемся на М8. Ничто не указывает на то, что мы едем по дороге федерального значения: полотно узкое, много ям и колдобин, машины встречаются редко.

С М8 мы поворачиваем в Шенкурск. Город стоит на правом берегу Ваги и не имеет сухопутной связи с внешним миром.

Паромная переправа. Перед нами пара машин, по этому на небольшую баржу мы втискиваемся, используя всю её площадь. С трудом влезает последняя наша машина.

В городе делаем небольшую остановку, это последняя возможность докупить продуктов и запчастей. УАЗов тут очень много (процентов 80) и проблем с запчастями нет.

В трёх километрах от города асфальт закончился. Наш путь лежит вдоль Ваги на север. Кода-то часть Архангельского Тракта проходил по правому берегу Ваги, было два моста (или парома). Этот изолированный участок старой дороги получил название «Дорога Ломоносова». Попробовать попасть на «Дорогу Ломоносова» можно с юга, то есть от Шенкурска.

По предварительной информации наших здешних сторонников от Шенкурска на север проезжих дорог нет. Верить в это не хотелось, тем более, что на подробных картах дороги были и точно известно, что сто лет назад дорога была…

Гати и броды.
Наиболее сложные участки дороги выложены брёвнами поперёк. Местами вокруг нас совершенно непроходимое болото, но гать в сносном состоянии, кажется что можно проехать чуть ли не на легковушке (по крайней мере в сухое лето). Застрять на этой дороге было почти невозможно, но и ехать приходилось со скоростью пешехода – местами брёвен не хватает, а там где нет гати много ям и колдобин, луж и ручьёв.

Иногда дорога вплотную приближается к реке и с высоченного, вертикального берега можно насладиться видами извивающейся в тайге Ваги с её песчаными пляжами на противоположном берегу и островах. Левый берег где-то внизу и тайга просматривается до самого горизонта, как с высоты птичьего полёта.

Правый же берег, по которому мы едем, имеет чуть ли не пятидесятиметровую высоту на всём протяжении аж до самой Двины.
За бродом через Пинежку дорога становятся совсем плохо накатанной: грязь, колеи.
Смотраковская. Деревня растянута вдоль берега километра на четыре, но фактически представляет три отдельные поселения. Первая похожа на деревню, вторая –так несколько домов и руины.

Дальше дорог не видно. По картам есть дорога на север к «третей» Смотраковской и ещё зимник куда-то на восток. Первым нашли зимник. Через пару километров обнаружили запаркованный «Беларусь» - дальше местные не ездят. Мы проехали ещё сотню метров прежде, чем поняли, что это не наша дорога. Ради интереса прошли немного вперёд пешком – мягкое болото, воды по колено.

Нужно возвращаться, но развернуться в болоте не так то просто. Две головные машины застревают, это первая на нашем пути засада.
Вернулись во вторую Смотраковскую и обшарили её во всех направлениях.

У берега по карте мост через впадающую в Вагу речушку, в реальности моста нет, берега ручья крутые, подъезд только с воды – не пройти. Кругом видны следы былых сражений: порубленные деревья куски порванных тросов диаметром чуть ли не с руку. Похоже, ехали тут зимой и вкарабкивались на лебедке со льда Ваги.

Речка, проточившая глубокий овраг с крутыми подъёмами казалась непреодолимой преградой на нашем пути.

Нашли и «Екатерининскую» дорогу, но от моста и мельницы находившейся рядом почти ничего не осталось, а выезд и вовсе отсутствует – насыпь «съедена» оврагом и теперь по ней едва пройдёт мотоцикл.

Чуть ниже по течению речки обнаружили въезд, но с противоположного берега полутораметровая вертикальная стена. Возможно Урал спускался в ручей и какое-то время шёл по воде, но ни ниже ни выше по течению выездов не было. Разворачиваемся, однако, подъем на столько крут, что машины приходится буквально вносить.

Возвращаемся во вторую Смотраковскую там узнаём, что дорога была именно там где мы были, а русло реки за три года изменилось и по тому выезд отсутствует, а дорога есть…

На ночевку встали перед спуском, который недавно штурмовали. Утром предстояло выяснить можно ли построить выезд и реально ли проехать по дороге, которую проторил Урал в сухое лето.

Всю ночь шел дождь. Температура 3-4 градуса тепла… На утро дождь стих.
Берём в руки лопаты и пилы, идём пешком строить переправу. Сперва решили строить мост, но выяснилось, что дно боле мене твёрдое, надо только сделать пологим выезд. На том берегу дорога действительно была.

На вид вполне проезжая. Срыли берег, подъезд и выезд застелили лапником.
По очереди машины спускались к ручью. Проскочить не застревая удалось только первой и последней машине.

Коварной засадой был заболоченный въезд, хоть и застилали его после каждой машины лапником, всё равно застревали…

Дальше дорога раздваивалась. Один путь – крутой, непреступный на вид, короткий подъём и пологий, но длинный двухэтапный «серпантин» – два диагональных подъёма с небольшой площадкой для разворота между ними.

Серпантин показался совершенно безобидным, не считая короткого болотца перед въездом и глубокой колеи перед разворотной площадкой. Первая же машина тяжело увязла в болотце, отлебедились, потом проскочили первую часть серпантина, которая на самом деле была довольно сырой.

Следующая машина проскочила болотце, но разбив колею встала посреди подъёма. Попытка дёрнуть первой машиной вверх привела к засаживанию обоих. Попробовали отлебедиться «паровозом» и сорвали шплинт в лебедке. Теперь в ход пошли ручные лебедки. Тянуть машины ручной лебедкой в подъём было крайне тяжело.

Относительно легко вытащили первую (мою) машину и внесли её на вторую диагональ, не доезжая разворотной площадки, чтоб избежать проезда по глубоким и заболоченным колеям. Идущего следом Пилота втащили лишь до места где сидел я, а Клайпеда отлично приклеился в месте встревания Пилота.

Внизу остались две машины, одна с лебедкой. Естественным решением было попытаться взять другой, крутой въезд.

Оказалось, что в дождливую погоду предпочтительней тот въезд который круче! На крутом склоне грунт оказался гораздо твёрже, что позволило пролететь своим ходом больше двух третьих подъёма, потом на лебедке. Уже через пол часа обе машины были на верху.

Мы же втроём зашли слишком далеко, чтоб возвращаться взять новый подъём, но слишком мало, чтоб выехать на верх по этому въезду.
Оказавшись в ловушке нам ничего не оставалось как снять лебедку и заменить шплинт.

Я был почти на середине второй диагонали, но наступление нужно было остановить, так как выбравшись наверх дёрнуть машины стоявшие на первой диагонали в нужном направлении никак не удалось бы.

С сожалением приходится сдавать завоёванные позиции и спускаться к разворотной площадке.

Теперь алгоритм действий прост, но трудоёмок. Привязываем машину к дереву за фаркоп, разматываем сорокапятиметровый трос на всю длину, вешаем блок, на блок вешаем ещё метров пятьдесят удлинителей и начинаем нудное втаскивание, поминая бранными словами японских инженеров (ну неужели нельзя было сделать редуктор лебедки с большим понижением, чтоб обходиться без блока?! – Уроды!).

Из-за наличия блока трос перекручивается приходится часто останавливаться и заново распускать трос на всю длину, убирая некоторые удлинители.

Для машины Клайпеды пришлось добавить ещё несколько удлинителей и общая длина буксировочного троса составила метров восемьдесят.
Постоянно повторяющаяся операция по смотке-намотке троса на лебедку, которую повторили раз двадцать, усыпила нашу бдительность. Мы уже не кладём на троса бревно, не отходим в сторону…

Не выдержал неправильно закрепленный стальной крюк и как назло, этот крюк крепил всю эластичную часть (то есть капроновые троса) буксира к неэластичной (стальные троса).

Иван, стоявший как ему казалось в безопасном месте, слева от буксируемой машины был поражён сильнейшим ударом капроновой верёвки. Жутко повезло, что на этой части тросов не было ни одного шакла!

Одной частью верёвка пробила насквозь (!) левую фару УАЗа, а второй сбила Ивана с ног, оставив на лбу и щеке след плетения верёвки. Глаз заплыл кровью, имелись признаки сотрясения мозга, особую опаску вызывала травма глаза, требовалось обращение к врачу…

Часа за два-три втащили обе машины на промежуточную площадку. Пока мы боролись, выбравшиеся наверх участники экспедиции обживали заброшенный дом. До дома нам оставалось метров пятьсот, но сил втащить машины на двухсотметровый подъём уже не было, а тащить на себе вещи в дом не хотелось. Остались ночевать на «промежуточной высоте», существенно порадовав комаров.

Утром я как-то легко выскочил наверх, а тяжёлые УАЗы наглухо засели в колее. В базовом лагере настроение было пасмурным как и погода. Самочувствие Ивана было неважным. Ещё один экипаж покидал мероприятие. Мы с Женей взяв лопаты отправились провожать уходящий экипаж «Авто Лэндс». Естественно со спуском проблем не было, спустились по крутому склону.

Брод удалось проскочить, но машина села на выезде, там где сидело несколько машин накануне. Лебедимся соблюдая все меры безопасности. Следующая засада – крутой, размокший подъём который мы уже один раз штурмовали.

После утреннего дождя подъём стал преодолим только на лебедке. Треть подъёма машина заскочила сходу, а вот дальше никак не шла толкай - не толкай. Опять лебедка. Процесс затянулся… Деревьев прямо по курсу нет, тянемся за доступные, в бок трос сбивается на одну сторону, приходится перематывать, менять место крепления троса, и так много раз подряд…

Ещё пол километра мы провожаем уходящую машину, встав на бампер, но оставшиеся засады - два ручья и заболоченное поле ребята проскакивают играючи. Дальше вроде особых засад нет. С сожалением и тревогой прощаемся.

Теперь мы с Евгением пешеходы. С километр идём пешком под дождём. Прохладно, градуса три-четыре. Обратно идём по второму подъёму, чтоб выяснить как идут дела у Пилота и Клайпеды.

Пилот уже наверху, а Клайпеда слегка подсел на первой трети подъёма. Сергей уже достаёт «секретное оружие», стометровый трос.
Клайпеда подцеплен, трос пришлось нарастить верёвками. С первого же рывка машина начинает движение, но не сориентировавшийся Пилот так и продолжает тянуть прямо, хотя дорога имеет поворот…

Машина Клайпеды влетает на склон и почти лёжа на боку проезжает ещё несколько метров. С грохотом из верхнего багажника сваливаться джиперская утварь, наспех заброшенная внизу. Теперь машина действительно застряла!

Вытащили машину, а потом ещё долго собирали разбросанное по дороге имущество.
Ну вот, все наверху! Днёвка. Теперь можно насладится всеми прелестями жизни на хуторе. Дом, пригодный для жилья, вдали от цивилизации на живописном брегу Ваги… Баня, сараи, полные какой-то полезной утвари для жизни отшельников…

«Работа» окончена. Самое время отдохнуть, обдумать дальнейшие планы.
При ближайшем ознакомлении с домом и хозяйственными постройками находим, что всё выглядит так как будто люди просто испарились, бросив всё добро. И уж совсем шокировало нас наличие электричества в доме!

По необъяснимым причинам в доме вовсе нет пыли. Мы чувствуем себя толи археологами, нашедшими уникальны дом, толи путешественниками во времени, внезапно попавшими на сто лет назад.

Неуёмное любопытство заставляет внимательно обследовать содержимое сараев. Бензопила, лодочный мотор, запчасти для Урала… вот тебе и позапрошлый век! Ну, вот и «антиквар»: необычные рыболовные снасти верёвочные сети, кованные крючки. Да чего тут только нет!

Лыжи ручной работы, кованные ножницы, уникальный огородный инструмент, деревянная и глиняная посуда, ткацкий станок, прялка, берестяные корзины и кузовки… Поражает отличное состояние всех этих предметов (в музеях я видел в гораздо худшем состоянии).

День, на редкость, выдался удачным: дождя почти нет, частенько выглядывает солнышко, плюс 13, на солнце все 16, ледяной ветер сдувает всех комаров! Погода - супер!!! Клайпеда пошёл рыбачить, а мы с Евгением пошли на разведку маршрута, хотя и так было ясно, что чрезвычайно сырая погода не позволит ехать дальше.

По картам дальше дорога и высоковольтка идут рядом, часто пересекаясь. Кстати, судя по тому, что провода замыкаются на сломанных опорах высоковольтка не действующая (так и написано в карте), откуда ж электричество в «нашем» доме?

Когда-то хорошая дорога ужасно заболотилась: придорожные канавы полны воды, а само дорожное полотно опустилось ниже уровня грунта и превратилась в участки болота. Часто кажется, что ехать по лесу гораздо проще и уж точно легче ехать по высоковольтке.

Через четыре километра мы вышли к разрушенному мосту, как оказалось рядом ещё два подряд смытых моста. Один из мостов был очень высоким и широким для его восстановления потребуется немало время. Но то, что было дальше окончательно подорвало боевой дух.

На точке 5500 м от лагеря перед нами открылось изумительнейшее болото. Дорога столетней давности с трудом просматривалась.

Покапали: гать сгнила… Зато в августе тут ягоды можно косой косить!
Теперь ясно, что третья Смотраковская это наша «точка возврата».

Как-то с тоской подумалось о броде и подъёме, который предстояла взять на обратной дороге.

Вблизи заброшенной деревни установили тайник «Смотраковская» для игры geocaching.ru с координатами N62 13.904 E43 06.952 53.5 m.

В лагере нашей информации никто и не удивился. Итак, путешествие превратилось в тяжелейшее трофи, ехать дальше по несколько километров в сутки совсем не хотелось.

Мы же приехали больше чем за 1000 км совсем не для этого!
Вечером была баня, жареная рыба и пиво. Как будто на дачу съездили!
Утром пошел дождь. Теперь дождь был проливным и почти не стихал, температура 4-5 градусов.

Сперва снаряжаем пешую экспедицию с лопатами и пилами для строительства дороги. В глинистую колею укладываем по два-три ствола перевязанных полипропиленовой верёвкой. Возвращаемся за машинами и прихватив по несколько досок отправляемся на штурм трудного участка.
Без особых проблем скатываемся с почти вертикального склона. Теперь выгружаем привезенные доски достраиваем выезд из ручья. Первым сиганул я , на Паджере.

Застрял на самом последнем участке, который уже не хотелось застилать, казалось ходом проскочу…
Теперь лебедка… Следом за мной дорогу, всё же, достроили и остальные машины прошли свом ходом.

Но это было только начало! Дальше самое плохое – крутой подъем с изгибом, тот подъем на который вчера втаскивали экипаж «Авто Лэндс», а позавчера въезжали все, как теперь кажется без особого труда.
Первым на подъём отправился я. Моя машина – теперь единственная с лебедкой, кроме того, она должна была въехать дальше своим ходом. Однако с ходу не удалось пройти и трети подъёма!

Теперь лебедка: все те же проблем как и накануне, но только плюс необходимость вешать блок, как следствие скручивающийся трос. Стальные троса потерялись где-то в багажниках машин, а найденные верёвки тянутся. Машина то по долгу стоит на месте, растягивая верёвки, то проскакивает сразу метр.

Постоянно перематываем и перецепляем трос лебедки. 150 метровый подъём преодолеваем на лебедке часа два.

Для следующей машины использовали ступенчатую технологию въезда. Сперва через блок привязанный к дереву втягивали как можно дальше вверх другой, находящейся внизу машиной.

Потом прицепили к моей машине стоящей наверху, стометрового троса и нескольких верёвок едва хватало!

Последнюю машину вытаскивали за один заход, сцепив оставшиеся верёвки.

Мы ужасно измотаны и счастливы: нам не только удалось забраться чёрт знает куда, но и выбраться оттуда!

Обратную дорогу не узнать! Мы её конечно подпортили по дороге туда, ну и дождь ещё поработал.

Обошлось без засад. К вечеру добрались до примеченного по дороге туда места. Высокий берег на изгибе реки – виды отличные! Вот только, чтоб спуститься к воде, а потом подняться, надо приложить немало усилий!
Утром в путь. Томительное ожидание в очереди на паром.

Шенкурск – райцентр, находится на правом берегу, зато весь район находится с левого берега Ваги. Вот и приходится жителям мотаться через Вагу на пароме по любому поводу.

Часто чтоб оформить иной документ приходится по два три раза съездить в центр, за подписями. Зато местные часто вспоминают факт из истории – Белые сдали город без боя, настолько он был ненужным.

Навигационная ошибочка.
По М8 едем дальше на север, но не дают покоя отчёты путешествовавших по этим местам коллег. По идее должна быть срезка на Онегу ещё за долго до Северодвинска. Расспросив дальнобойщиков на перекрёстке М8 и Плесецкой дороги. Дальнобойщики высказывают предположение, что по этой дороге на Онегу короче.

Уже через полторы сотни километров стало ясно, что дорога точно не короче. Сперва мы едем по необозначенной в карте гравийке на запад, нужное направление, но потом дорога поворачивает на юг.

В каждом следующем населенном пункте я ожидал встретить обещанную табличку «Онега на право». Холмогорская, Самодед, Обозерский, Емца, Шелекса…

Но позвольте! Совсем рядом Плесецк! Терпение вот-вот лопнет, дальнобойщики вспоминаются недобрыми словами.
Вот он! Долгожданный поворот.

Теперь ясно, крюк получается километров сто! Правда мы не пробовали найти короткую дорогу срезающую нашу петлю, которая должна была где-то быть, просто надеялись на указатель.

На глинистой дороге, местами мокрой от дождя оказалось легко перевернуться. Отставший Евгений, выполнявший обязанности фотографа не смог удержать несущийся УАЗ и сделав полный оборот через крышу слетел с дороге. Эфир заполнился какой-то тревожной тишиной, хотя ещё пару минут назад был слышен голос жени: «всё нормально, догоняю».

Останавливаемся. Возвращаемся. Женя сидит на дороге, машины не видно.
А вот и машина в кустах…
Вроде обошлось без серьёзных травм. В Онеге мы заехали на автотранспортное предприятие, где нам за 200 рублей устранили единственную мешавшую ехать машине своим ходом неисправность – течь радиатора.

Встретив знакомых, здешних экстремалов Виктора и Ивана продолжаем свой путь. Имея в составе раненый автомобиль нам только и оставалось как найти хорошее место для нескольких днёвок, задачу облегчили наши новые попутчики-проводники.

Река Тамица. Песок, море, сосны.
В отлив речка кажется совсем безобидной. Не задумываясь плюхаемся в воду. Не глубоко и дно каменистое – твёрдо.

Типичная горная речка почти сразу преподнесла сюрприз. В некоторых местах есть глинистые наносы, проехать по которым невозможно! Вот тебе и горная речка!

Вскоре Две машины безнадёжно влипают в эту лечебную грязь. Ещё и немалое усилие пришлось приложить прежде чем выдернули машины из внезапной засады. Почти невозможным для штурма оказался и

противоположный берег. Там все берега были глинистыми. Неподалёку от места нашей стоянки обнаружили земляков. Они тоже приехали на УАЗе, правда цели у них были более разумными – рыбалка. Увидев штурм Тамицы Виктор и Сергей были здорово шокированы, и как позже выяснилось сразу решили, что приехали земляки (или питерцы, тут таких «идиотов» пока нет).

С ездой вдоль моря тоже всё оказалось не просто! Наиболее подходящим для проезда была линия прибоя. Тут плотный песок с камнями, застрять невозможно. Шаг в лево, шаг в право – и крепко сидишь! Проехать дальше от берега к морю (во время отлива) можно не везде, много глинистых засад. Да и ехать по соленой воде вредно для машины.

Дальше от воды ехать тоже можно, но тяжело – сухой рыхлый песок. Дальше на берегу моря мы заложили очередной тайник игры geocaching.ru «Онега». Координаты нового тайника 64 09,387 37 57,104.
Особую опасность представляют речки. Так для нас чуть не закончилось затоплением автомобиля одна из попыток форсирования брода.

Одна из машин безнадёжно застряла на выезде из воды, подъехать на тот берег другой машине было уже не возможно, да и подъехать сзади, дёрнуть тоже было рискованно. Уровень воды неуклонно поднимался. Речка поменяла направление течения воды на противоположное. Надеемся, что мы всё же быстрее воды.

Собираем стометровый трос и все верёвки, чтоб дёргать с этого берега. Из-за лишней суеты и волнения всё получается медленно… Трос зацепился за камни, в стороне от коридора движения. По песчаному берегу разгоняюсь, что есть мощи… В зеркале заднего вида невообразимый фонтан, достойный водного шоу.

Это трос, соскочив с камня, режет воду выпрямляясь из дуги в струну, поднимая фантастическую стену из брызг. Рывок, ещё рывок и застрявшая машина на свободе, но ещё далеко от спасительного берега.

Уровень воды поднялся на столько, что стало трудо ориентироваться по дну. Торчавшие камни теперь подводой, ехать надо по памяти и на ощупь.

А как мы помним, в некоторых местах есть глиняные засады. Ещё несколько волнительных моментов и машина Пилота на безопасном берегу. Тут сразу возникли разочарованные возгласы: ну вот такие фотки могли бы получиться!

Спустя несколько часов вода поднялась до такого уровня, что стало ясно: в лучшем случае торчала бы только крыша.

Ну а машину после солёной ванны пришлось бы «списать». Если Вы задумали утопить машину в приливе, то рекомендую делать это в речках, так как морская вода сильно разбавляется речной и почти не соленая, другое дело в море…

Домой мы отправились по дороге на Северодвинск. Меньше двухсот километров разбитых лесовозных гравиек и асфальт. Для последователей могу порекомендовать ехать наоборот. Заезжать в Онегу (на онежский полуостров) через Северодвинск, а вдоволь наколбасившись ехать к Москве через Плесецк и Вологду.

А Форосенко © 2003 материал публиковался в журнале «Полный Привод 4х4»


Трек

Карта

Регламент

Заявки

Результаты



Отчеты


Нет отчетов

  

Отчеты, Рассказы участников
- Нет отчетов

Фотоотчеты

- Альбомов нет.


Конференция



Реклама

Extreme Tyre : Интернет - гипермаркет внедорожных шин и дисков



Место для вашей рекламы.
   расценки на размещение.


VVV.RU  Rambler's Top100