4x4 туризм - Клуб


Клуб любителей внедорожных путешествий.
search must be here
Репортажи :: Экспедиции :: Ахтуба (майские 2003)

Новости

Репортажи

Календарь

Статьи

Подготовка

Маршруты

О Клубе

Ссылки

Counters must be here
Ахтуба (майские 2003)


Время с 2003-05-01 по 2003-05-07.

Маршрут Маршрут. Москва-Тамбов-Иловля-Калач-Волгоград-Баскунчак-Тишково-Астрахань-Волгоград-Москва.

«Ахтуба 2003».

1-7 Мая 2003.
Маршрут. Москва-Тамбов-Иловля-Калач-Волгоград-Баскунчак-Тишково-Астрахань-Волгоград-Москва.
Пробег – 3700км.
Машины: УАЗ 3151…, Судзуки «Джимни». Оба автомобиля новые. УАЗ – специальной сборки: Мотор ЗМЗ409, мосты редукторные, ГУР, КПП-5 ступеней, «мелкомодульная» раздатка.
Экипажи: УАЗ – Артамонов Виктор, Наймушин Иван. «Джимни» - Потапова Ольга, Форосенко Андрей.


Тихий Дон,
(Москва-Волгоград. День 1-2. 1100 км).
Накануне машины были превращены в маленькие грузовички. В УАЗе убрали задние сиденья, установили дополнительный бак, газовую плиту с баллоном, ящики с провизией и амуницией.

При беглом осмотре «Джимни» показалось, что все вещи никак не войдут в маленькую машинку! Открутили задние сиденья. Освободившееся пространство внушало оптимизм. В «Джимни» уложили две сумки с вещами, рюкзак со спальниками, рулон ковриков, большую палатку, два разборных кресла, сумку с едой и ещё всякой мелочёвки, пристегнули всё это задними ремнями безопасности… Оказалось, что новое багажное отделение заполнено наполовину!

По новой Каширской трассе выезжаем из Москвы. 120 км, до поворота на М6 в районе Каширы хорошая автомагистраль, правда, на ней всего две АЗС: трасса-то новая.
Сама трасса М6 узкая: две полосы, зато не сильно загружена. На трассе нет трудностей с АЗС, кафе, магазинами, встречаются даже автосервисы.

Гаишников совсем мало, нас не останавливали. Возмутил, правда один случай: в лесу, в районе Борисоглебска были установлены знаки «30» и «колдобины», гаишники за ними. Неровности на дороге есть, правда, такие неровности встречаются почти всю дорогу и не мешают ехать 90! Выручила водительская солидарность, о засаде предупредили встречные машины морганием фар.

Уже в темноте отыскали редкий в этих краях лес и углубились от дороги в сторону Дона километров на пять. Для нас это первая тёплая ночь в этом году!
В 70 километрах, не доезжая Волгограда, начинается наш внедорожный маршрут. С трассы свернули в сторону Дона.

Сперва ехали по проселочным дорогам. Второстепенные асфальтированные дороги тут оказались изумительного качества. В Песковатке, за Вертячьим нам ни как не удаётся найти проезд в нужную сторону непреодолимой преградой встаёт разлившийся ручей. Отыскав менее глубокое место, но с заболоченными берегами УАЗик сиганул… провалившись в грязь зубастая резина принялась работать!

Отплёвываясь комьями чернозёма, оставляя жуткие колеи, машина плавно дошла до сухого и победоносно выскочила на тот берег. Испытание явно не для «Джимни», приходится искать более сухой проезд. Дальше начались пыльные грунтовые дороги не представлявшие трудностей для проезда. Иногда дорога становится очень ровной и мчаться можно под сотню!

Как раз на таком участке, закончившемся ямой здорово подпрыгнул УАЗ. При приземлении мост достал и слегка погнул трубку масленого радиатора. Дальше уже ехали осторожнее…

Петляя степными дорогами с помощью GPS- приёмника неуклонно двигались к берегу Дона. Иногда попадаются пески. По ровной поверхности машины едут, хотя и с трудом, а вот на склоны въехать с первой попытки удается не всегда. По продавленной колее машина едет легче, приходится откатываться назад и с каждой попыткой продвигается всё дальше.

Поглядев на воды разлившегося но какого-то спокойного, тихого Дона, побродив по горячему песку босиком, позагорав, мы спешим дальше. В одном живописном месте на берегу спрятали тайник для игры «геокэшинг.ру» Координаты: N48’50.787 E43’36.517



Ближе к Калачу начинаются сосновые леса. Количество параллельных дорог впечатляет: каждая просека хорошо накатана, понять которая дорога главней невозможно.

Ориентируясь исключительно «по спутникам» стараемся ехать как можно ближе к Дону, для этого на каждом перекрёстке поворачиваем направо, едем до конца, потом налево и так до тех пор, пока не выехали на совсем не накатанную дорогу, но воду видно лишь изредка.

В Калаче есть АЗС со всеми видами топлива (N48’42.912 E43’29.623).
Следующая цель – Волго-Донской канал, Пятиморск, шлюз №13. Шлюз является режимным объектом за глухим забором, проехать получилось только к шлюзовому каналу, на берегу которого стоит огромный памятник героям, сомкнувшим кольцо Сталинградского окружения (N48’38.405 E43’35.729). Разглядеть «перекрёсток пяти морей» особо не удалось: только шлюзовой канал и воды Дона, где-то совсем далеко… Возможно с противоположного берега вид лучше.

Волго-Донской канал представляет собой сложное гидротехническое сооружение. Урез воды в Доне (Цимлянское вдхр.) 36 метров, в Волге минус12, а в самом канале с системой водохранилищ, урез воды достигает 63 метров (Береславское вдхр.).

На пол дня мы возвращаемся на асфальт. Немного покатались по Волгограду, посетили Мамаев Курган (N48’44.484 E44’31.900) и по плотине Волжской ГЭС переехали на левый берег Волги.

Впереди Астраханская область, озеро Баскунчак и гора Б. Богдо.

Дорогами контрабандистов,
(Баскунчак – Харабали. День третий, 1500км).
В темноте, по совсем опустевшим дорогам приезжаем в Ахтубинск, тут без особых усилий по указателям находим дорогу к Баскунчаку. Дорога эта совершенно прямая, как струна.

В Нижнем Баскунчаке, с помощью GPS-приёмника какими-то закоулками выезжаем на дорогу нужного направления. Для организации ночевки стараемся уехать как можно дальше от поселка, туда где трудно проезжие дороги.

Но дороги хоть и глинистые, совершенно сухие и проходимы легковушками. Свет фар вдруг, вырвал из кромешной темноты бесконечной степи табличку «Заповедник, проезд и проход запрещён». Взяв курс перпендикулярно к дороги мы уехали на километр в степь и в низине устроили лагерь. Оказалось, что укромную стоянку можно устроить и в голой степи, за перегибами небольших холмов.

Выключились моторы, погас свет фар. От горизонта до горизонта – непривычное, южное звёздное небо, где-то вдали, между небом и землёй мерцают яркие звёзды огней какого-то поселка, тишина…

Проснулись от жары, палатки быстро нагрелись под степным солнцем. Перед нами Богдо, совсем рядом. Как-то очень неожиданно выглядит в голой степи сто пятидесятиметровый исполин.



К табличке «Заповедник» мы подъехали как раз одновременно с «Генералом заповедника». Нам было позволено ненадолго посетить склоны горы. Гора представляет собой километровую гряду, возрастающую с запада на восток, с пологим северным и обрывистым южным склонами.

Примерно в середине гряды (N48’07.928 E46’49.894) наиболее красивое место. С края отвесных скал причудливых форм хорошо видно снежно белое озеро Баскунчак. Однообразная степь, без каких-либо ориентиров, уходящая к горизонту скрадывает ощущение высоты.

Насладившись ощущением полёта стоя в потоках ветра на краю скалы, по крутому склону мы мчимся к озеру. Встречаются первые деревья, растут они только в ямах или оврагах с пресными лужами. Ещё не распустившиеся из-за поздней весны деревья, на фоне палящего солнца выглядят как в африканской саванне, сбросившие листву на период засухи.



Ослепительно белое озеро как льдом покрыто соленой коркой. У берега кажется, что вода далеко отступила, но до неё хочется обязательно дойти. Толстая соленая корка иногда трескается и проваливается, под ней целебная грязь…

В пятидесяти метрах от берега вода, но её совсем не видно – настолько она прозрачная. Дно покрыто такой же коркой соли как и берег, но поверх неё вода. Вода жутко соленая. Оказавшиеся в озере пучки «перекати поле» стали как кораллы, покрывшись кристаллами – чистейшая соль! Бери – не хочу! .

На озере работает крупнейший в России комплекс по добычи поваренной соли, для этого к центру озера проложена ветка железной дороги, еле заметная с берега. Как следствие на берегу валяется много старых шпал, нарушающих гармонию природы. Как-то спонтанно возник вопрос: а сколько же соли в Баскунчаке? И сколько лет надо её добывать, чтоб озеро стало пресным (слабосоленым)?



Весь день мы ехали на Юго-восток. Нужное нам направление было очень плохо проторено дорогами, почти все вели на восток, в Казахстан.

Дорогами контрабандистов мы ехали то по ту, то по эту сторону границы, стараясь придерживаться родной земли.

Когда становилось очевидным, что дорога ведёт нас всё дальше на восток, а поворотов к югу нет, мы просто брали нужный курс и ехали по степи.

Иногда по степи можно было ехать с той же скоростью, что и по дорогам. Изредка встречаются поселения животноводов «кошары». Как правило, это небольшой домик, колодец и большие загоны для скота.

Животные пасутся иногда очень далеко от кошара и без пастухов, как будто дикие. Чаще всего встречаются овцы, но есть и коровы, кони, верблюды.
Из диких животных встречаются сурки, суслики, гадюки, ящерицы.



Дороги опять не попутные, опять идём курсом. Примерно в нужном направлении попалась высоковольтка, едем по слабо накатанной дороге вдоль неё. Как ни странно удаётся здорово разогнаться, почти не успев оттормозиться и отрулиться поочерёдно влетаем в яму… На этот раз всё гораздо хуже: на УАЗе мост достал до поддона образовалось слабо текущая трещина.

Ну всё теперь точно едем поаккуратнее!
Впервые встречаем людей и машины в степи – это сельхоз рабочие, устраивают поле под бахчу. Поле как-то необычно распахивается, прямо вместе с дорогами. Над грядками ставят железные полукольца, натягивают полиэтилен…

Из далека казалось, что это солончак, а суетящихся в нём людей мы приняли за грязекурортников (хотя ещё не сезон).

Местные жители не знали как проехать степью в Харабали, оно и понятно шоссе совсем рядом и мотаться по степи в голову ни кому не приходит. Ну что ж продолжаем путь по высоковольтке, дорога вдоль которой исчезла вовсе, зато звери стали встречаться чаще.


В Харабали несколько АЗС, есть хорошая со всеми видами топлива (N47’24,933 E47’13,500). Есть здесь и палатка сотовой связи, мы купили сим карту, чтоб общаться с Москвой. Местный «Мегафон» отличается запутанностью цен и дороговизной, разговоры с Москвой по местному «Билайну» обойдутся в пять раз дешевле, но в Харабали он не работает…




Эти привычные пески.
(Харабали- Бейбек День четвёртый. 1800км)
Запасы провизии, а главное топлива, пополнены, родители о нашем благополучии извещены, можно опять в пески!

Совсем скоро мы опять оказываемся в мире дикой природы без малейших признаков цивилизации. Вечерело.



На ночлег встали засветло. Отыскали большую яму, так, чтоб видно нас не было даже с 50 метров, хотя в такой глуши едва ли мог бы встретиться человек…


Кстати, вопреки бытующему мнению, видимость в степи совсем маленькая: холмики не позволяют видеть дальше 3 км. Только с высоких барханов видимость может достигать десяти километров, что тоже не особо много…

На ночь Иван и Виктор слив масло и дождавшись пока оно перестанет сочиться сквазь трещину, обезжирили и заклеили поддон холодной сваркой. Течь была устранена.



Чем дальше на юг тем чаще встречаются пески. На вид не преступные барханы оказываются легко проезжими. Песок сухой и сыпучий только сверху. Удивительно легко мы преодолеваем песчаные засады. Даже отчаянные попытки штурма крутых подъёмов не заканчиваются застреванием – закапавшись по мосты, машины легко выезжают назад, вниз по склону.

Джимни, почти не может «закопаться» из-за легкого веса и «гражданской» резины. Маленькая машинка легко поспевает за «боевым» УАЗом. В центре перегородивших дорогу песков мы обнаружили полуразрушенный колодец и поилки для животных. Когда-то тут был загон для скота, а теперь все оккупировали медленно двигающиеся по степи пески. Кругом очень много ушастых ящериц.

Увидев нас они быстро закапываются в песок или прячутся в норы. Поймать пяти-семи сантиметровых ящериц не составляет труда, но вот отыскать и изловить крупную особь очень трудно. Бегают они удивительно быстро, иногда смешно задрав хвост. Ящерицы оказались довольно агрессивными и кусая за палец могли прокусить кожу до крови!

После того как охота и фотосъёмка завершилась мы потеряли интерес к ящеркам, сами они перестав видеть опасность в непрошенных гостях стали выползать из убежищ, внимательно рассматривая нас вытянув шеи, приподнимаясь что есть силы на лапах и сверну хвосты колечком. Позы их были какими-то фантастическими.


Дороги теперь и идущие в Казахстан становятся плохо накатанными, часто встречаются заметённые песком участки. Поломки и такие заносы становятся причиной гибели путников, истории о которых мне доводилось слышать. Действительно для легковой машины подобные участки становятся непреодолимой ловушкой. Брёвен, досок или ещё чего-нибудь подходящего тут нет.


На палящем солнце организм быстро обезвоживается, а пройти пешком пятьдесят километров (если не далеко заехал) на солнцепёке невозможно! Так и гибли в песках люди рискнувшие поехать на одном автомобиле…


На одной «точке» (так местные называют свои поселения) животноводов мы решили остановиться: разузнать чего-нибудь, пообщаться с местными жителями. Сперва нас приняли за торговцев и начали усердно пересчитывать какие-то незнакомые деньги, но вскоре поняли, что мы туристы…

Живут в этих краях казахи и торговлю, видимо, ведут с соседним Казахстаном, потому и деньги не русские. Очень приветливые люди, с радостью встречают гостей.

К концу нашего степного рейда мы повстречали десятиметровой высоты бархан. Как и прежде автомобили играючи взбираются на пески. Этот бархан «живее», то есть подвижнее предыдущих и не был обжит ящерицами вовсе.

Горы чистого песка в некоторых местах закрывали степь и казалось, что эти безжизненные пески бесконечны.

Местные кладбища разбросанные по степи показались очень необычными: могилы походили на маленькие домики и на большом расстоянии казались поселком. Некоторые могилы были с куполами, а некоторые имели кирпичные стены с башенками на углах.


На ночь мы устроились почти на границе вблизи Бейбека. Пока экипаж УАЗа занимался хозяйством, мы с Ольгой поехали «до ближайшей вышки» - звонить родителям. Уже через километр, сразу за железной дорогой пейзаж резко сменился. Озера, сочная зелёная трава и деревья теперь казались не привычными после сотен километров песков и степи.
Километров через двадцать, проехав вдоль реки Большой Кигач, оказались в зоне действия сети.

Видимо сигнал пробился от Красного Яра. Раз уж цивилизация рядом решили воспользоваться её достижениями – пополнить запасы почти иссякшего топлива и купить какие-нибудь сладости к чаю.

Ещё десять километров пыльных грунтовок и мы в Степном. Через Берекет перебрались по понтонному мосту, который не обозначен ни в одной карте (N46’41.856 E48’10.917).

АЗС в поселке на праздниках не работает а магазины недавно закрылись. Дальше идёт асфальт, но как далеко работающие АЗС и Магазины местные не знали. Так ни с чем вернулись назад, едва успев въехать в лагерь с последними сумерками. Оказалось, что в сумерках отыскать свои следы очень трудно и ехали мы последние сотни метров только по трэку GPSа.

Утром над границей пролетел вертолёт и стало ясно, что наше нахождение здесь может вызвать излишний интерес со стороны пограничников.

Часа через два, выезжая из степей, на переезде мы встретили две машины с милиционерами. К моему удивлению останавливать нас не стали.

Уже знакомой нам дорогой мы приехали в Степной. Переправа не работала. Из-за начавшихся в верховьях дождей Беркет сильно поднялся, рабочие переналаживали плавающий мост к другому, более высокому причалу. Не дождавшись пока выровняют подъезды к понтонам, по колдобинам выскочили на долгожданный берег большой земли.




Обрыв кардана на краю Земли.
(Астрахань – Тишково. День пятый.2100)
Заправка (N46 31.296 E48 04.842), рядом магазин с живим медведем в клетке, потом Астрахань, долгая, пустынная дорога в Тишково с перебегающими болотными черепахами и ужами…

Здесь тоже не обозначенная в картах переправа – паром (N46’01.073 E48’36.059).
По нашим прогнозам Тишково это единственное место где можно выехать к морю. Именно по этому мы и приехали сюда.

Переправившись едем к морю. Кругом много воды, местами дорога вовсе скрывается под водой и ехать приходится на ощупь. Трехметровые тростники растущие по краям затопленной дороги не дают сбиться с пути.

Чем ближе к морю тем бесконечнее казались заросли сухой жёлтой «травы». Вскоре мы оказались на пяточке с лодками. Дальше дороги нет. Признаков обозначенного во всех картах моста через ерик Узяк нет.

Мы на краю континента, за ериком остров Верхний Осерёдок, но до настоящего моря ещё очень далеко.

На всякий случай предприняли попытку пройти в брод. Было видно, что протока довольно глубокая, а дно илистое, УАЗ почти у берега начал погружаться.

Поняв бесперспективность поиска брода на ощупь, Ваня рванул назад, но о чудо! Оборвался передний кордан! Это было первое и последнее застревание за всю поездку, и как это не удивительно УАЗу потребовалась помощь маленькой машинки.

С учётом того, что предстояла асфальтовая дорога домой, а до Тишково УАЗик скорее всего и на заднем мосту пройдёт кардан убрали до лучших времён.

Вокруг были высоченные тростники, среди них бурлила жизнь, доносясь до нас всевозможными звуками и голосами. Плескались рыбы, птицы и лягушки пели на все голоса, шуршали и шипели ужи…


Пора было задуматься о ночлеге, но места совсем не подходящие: сухие только насыпи дорог. Было ясно, что надо двигаться обратно в сторону Астрахани и там пытаться найти сухое место.

Паром будто ждал именно нас.
Ну что поехали? Опять по пятнашке!
Лагерь разбили за ближайшим бугром. Среди колючих кустарников мы были почти не заметны.


Домой!
(День шестой.2300км)
По дороге в Астрахань ещё прокатились по её окрестностям, а потом и по самому городу.
Прогулялись по кремлю (N46’21.050 E48’02.057).


На обратную дорогу необходимо было докупить еды и воды. Чтоб не делать лишних остановок в суетливом, с непривычно напряженным дорожным движением городе решили поискать магазины пешком. Но в центре Астрахани найти продуктовый магазин было не просто! Кругом были ювелирные магазины и магазины сотовой связи.

Супермаркет, всё же отыскали, правда продавцы нас торопили: скоро обед (!!!), а в колбасном отделе на просьбу порезать колбасу мне выдали нож!
Всё мчимся домой!

А. Форосенко © 2003. Материал был опубликован в Журнале «Полный Привод 4х4».


Трек

Карта

Регламент

Заявки

Результаты



Отчеты


Нет отчетов

  

Отчеты, Рассказы участников
- Нет отчетов

Фотоотчеты

- Альбомов нет.


Конференция



Реклама

Extreme Tyre : Интернет - гипермаркет внедорожных шин и дисков



Место для вашей рекламы.
   расценки на размещение.


VVV.RU  Rambler's Top100